+ 11 УПРАЖНЕНИЙ
Часть 1.
Существует несколько способов исполнения хореографического текста в группе. Овладев пространственным видением, хореографу необходимо использовать презентацию мотивов в соответствии со следующими формами:1. У н и с о н — наиболее простой способ презентации, однако и при этом исполнении могут быть варианты:а) одновременный унисон, когда вся группа исполняет хореографический текст синхронно и в одинаковом рисунке. Мотив может усиливаться прибавлением исполнителей. Наиболее часто этот вид употребляется как начало произведения, когда необходимо представить мотив, который впоследствии станет лейттемой. Этот же прием можно использовать для создания кульминации. Возможно использование зеркальности, когда одна группа исполняет движение в одну сторону, другая зеркально повторяет;б) одновременный дополняющий унисон, при котором одна часть группы исполняет базовую хореографическую фразу, а другая — с дополнительными движениями;в) одновременный контрастный унисон: две группы исполняют разный хореографический текст. Обычно этот прием используется для противопоставления одной группы другой. Применяется для того, чтобы противопоставить основной мотив другому мотиву или выразить какой -либо конфликт внутри группы. Однако применение подобного приема ограничено по времени, так как требует большой концентрации внимания у зрителей, одновременное параллельное действие сложно для восприятия;г) одновременный второстепенный и на переднем плане унисон означает, что одна часть группы играет ведущую роль, в то время как другая — исполняет роль фона, который поддерживает и оттеняет главную группу.Второстепенный хореографический текст может состоять из части базового мотива, в то время как главная группа исполняет весь мотив. Возможны временные изменения, второстепенная группа исполняет мотив медленно, в то время как главная группа — быстро.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Соединить все формы унисона с основными видами расположения группы: параллельные линии (две шеренги, три горизонтальные линии, крест, квадрат), линии под углом, дуги и круги.Как вариант: перемещать созданные комбинации в пространстве относительно центра зала. Выстроить мотив и расположение группы в центре, на переднем плане, на заднем плане, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, по диагонали и т. д.
2. К а н о н.
Построение хореографии приемом канона означает, что две или несколько групп исполнителей вступают с некоторым опозданием по времени. Эта временная задержка может быть разной
.УПРАЖНЕНИЕ 1.
Подготовительное упражнение. «Волны».Шесть исполнителей на площадке. Распределить одинаковую комбинацию движений на 8 счетов:
а) первый исполняет комбинацию в следующем ритмическом рисунке: 1 — 2 — 3 — пауза. На паузу вступает второй исполнитель, таким образом, канон выстраивается с опозданием на 3 счета;
б) каждый исполнитель вправе изменить количество счетов и вступить на 5, 7, 2, 4 счеты;
в) каждый исполнитель может изменить скорость исполнения вариации и исполнить мотив не на 8, а на 4 или 6 счетов
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Последовательный канон.Последовательность «подключения» через 8 счетов:
а) начинает солист;
б) поочередное присоединение трех участников группы;
в) две группы по три человека вступают одновременно, в это время солист и три человека покидают площадку;
г) большая группа продолжает движение в унисон, через 12 счетов вступает маленькая группа из 5 человек и т. д.В следующей части рассмотрим оставшиеся 2 формы презентации хореографического текста и разберем 8 упражнений для всего коллектива.
_____________________
А.В.Мелехов, «Искусство балетмейстера»